Тараканов

img_6333.jpgПосле очередного третьего раздела Польши в конце 18 века, граница между Российской и Австрийской империями прошла по линии Збараж - Броды - Берестечко - Сокаль. Для обороны своих западных рубежей царское правительство принимает решение о строительстве системы оборонительных укреплений. Под городком Дубно для защиты железнодорожной линии Львов - Киев строится и Дубенский форт. Он стал более известен в наше время под названием Таракановский форт.

img_6323.jpgРаботы по наращиванию холма для Новой Дубенской крепости начались еще в 60-х годах XIX века. Главным идеологом строительства ряда укрепленных районов стал герой обороны Севастополя, военный инженер-фортификатор генерал-адъютант Эдуард Тотлебен. В 1873 году на возведение форта выделили 66 миллионов рублей. В 70-80-х годах XIX века форт достаточно интенсивно строили. Кроме камня и кирпича, использовали в строительстве новейший на то время материал - бетон. Наконец, в 1890 году форт осмотрели члены царской семьи, что свидетельствовало о готовности объекта.

img_6329.jpgВ 1912 году в составе военно-инженерной инспекции войск юго-западного военного округа форт посетил военный инженер Д. М. Карбышев.

Форт имеет форму ромба со сторонами до 240 метров. Снаружи он окружен глубоким рвом с земляными валами, укрепленными мощными стенами. В центральной части форта была возведена двухэтажная казарма, к которой ведут четыре подземных хода, проложенные под вторым земляным валом. Там располагались жилые, складские и хозяйственные помещения для артиллерийской роты и штаб коменданта форта. Периметр форта составлен из 105 так называемых безопасных казематов, чтобы к ним попасть, нужно было преодолеть двойную линию оборонительных рубежей.

img_6337.jpgФорт имел многочисленный гарнизон (в казематах форта могло размещаться 800 человек) и был хорошо вооружен (оснащен дальнобойными пушками крупного калибра)

В центральной казарме располагались солдаты и унтер-офицеры. Также действовала церковь, построенная в 1901 году в византийском стиле. В казематах размещались лаборатория, караул, лазарет (на 28 мест), баня, хлебопекарня, телеграфная станция. Всего насчитывалось 105 казематов. Во всех подземных переходах к центру форта сохранились бойницы, из них под определенным углом к входу в подземный переход мог вестись обстрел врага. Все помещения были оборудованы  вентиляцией и отоплением; форт имел собственную канализацию и специальное устройство для сжигания нечистот. Рассчитано все строение было на размещение приблизительно 1000 человек.

Первые испытания для форта приходятся на годы Первой мировой войны. В начале войны в 1915 году части юго-западного российского фронта отошли с форта без боя. Разрушение объектов укрепления началось летом 1916 года, когда во время Брусиловского прорыва русские части выбили из этих укреплений части 4-й австрийской армии. В этих боях погибло 200 австрийских солдат, которые похоронены возле форта.

img_6347.jpgВ 1920 году войска Буденного не смогли сходу выбить поляков из форта.

Во время Второй мировой войны бои за форт не велись.

 В 1965 году Министерство торговли УССР сделало попытку оборудовать на базе форта производство консервированной продукции. Были проведены работы по расчистке казематов, изготовлены стеллажи, двери, проведено освещение, но чрезмерная влажность и испарения не дали возможности хранить продукты. Штаб Прикарпатского военного округа также сделал попытку оборудовать склад автотракторных запчастей. Были проведены трудоемкие подготовительные работы на территории, но от идеи отказались по той же причине.

img_6338.jpgimg_6341.jpgimg_6335.jpg

Написать комментарий