Каменец-Подольский

Первое письменное упоминание о поселении находим в армянском источнике от 1062 г. Так или иначе, но люди издавна оценили очевидные преимущества расположения города. В ХІІ – ХІІІ ст. Камянец был частью Галицко-Волынского княжества, а с 1362 г. становится собственностью князей Корятовичей. В 1432 г. городу было предоставлено Магдебургское право и в это же время он стал частью польского государства. Посредническая торговля между Востоком и Западом привлекла сюда армянских и еврейских купцов. Их общины, поселившись в городе, создали собственные участки. Изменения наступили когда Подолье захватили турки. Гарнизон под руководством Халил-паши удерживал крепость и город с 1672 по 1699 гг. После их отступления в Камянеце был упадок и разруха. В конце XVIII ст. город отошел к России. Интересным периодом для Камянца стал 1920 г., когда на несколько месяцев он превратился в столицу украинского правительства возглавляемого Симоном Петлюрой.

img_9971.jpgЦентром городской жизни была Рыночная площадь. Собственно, в городе есть несколько торговых площадей, но на главной, - что называлась Польским Рынком, сохранилось здание ратуши. Нынешний вид сооружение приобрело в 1616 г., когда административный двухэтажный дом объединили с башней, которая находилась на расстоянии трех метров. В 1754 г. военный комендант и в то же время талантливый архитектор Ян де Витте предал башне  барокковые формы. В прошлом площадь окружали каменные и деревянные дома – магазины. Здесь происходили важнейшие события общественной жизни, выполнялись приговоры. В ХІХ ст. разные части этой площади получили собственные имена  Суконка, Журавливка та Шарлотка.

Сегодня среди богатой архитектурной застройки вокруг ратуши самая заметная – каменный Армянский колодец (1581, 1638 гг). По легенде, его основание приписывают армянскому купцу Нарсесу, который завещал деньги на строительство общественного водогона. Благодаря большим усилиям, колодец вырубили в скале глубиной 55 метров и диаметром 3 метра. К сожалению, вода оказалась непригодной для питья из-за большого содержания солей, потому ее использовали преимущественно для технических потребностей. Восьмигранный павильон над колодцем возвели в середине XVIII ст.

img_9938.jpgНедалеко от площади, напротив входа в ратушу, стоит бывший костел Отцов Францисканцев. С храмом связана легенда о чудотворной иконе Св. Антония. Говорят, что во время турецкого нападения, Халил-паша въехал в этот костел на коне и ударил икону саблей. Святыня выдержала, однако шрам, который остался стал мироточить. В советские времена в костеле находилась фабрика, и только сейчас его возобновляют как православную церковь.
img_9939.jpgimg_9944.jpg

На северо-западном углу Польского Рынка, на месте нынешнего сквера, находилась кафедральная площадь. Ее название происходит от расположенного рядом костела Свв. Петра и Павла. Чтобы попасть к храму, следует пройти под триумфальной аркой (арх. Красинский), которую построили в честь приезда в город (1781 г.) короля Станислава Августа.
img_99681.jpg

img_9954.jpgРимско – Католическая диецезия в городе появилась в 1375 году по решению короля Людовика Угорского. Строительство каменного готического костела начал епископ Павел из Боянчич (1428 - 1453). Далее перестройку продлил епископ Якуб (1510 - 1517), который достроил к алтарю боковые нефы. Другой епископ, Л. Слончевский украсил здание еще двумя каплицами. Турки в 1672 году превратили костел в мечеть. Внутренние украшения уничтожили, а с западной стороны на основе старой каплицы построили минарет. Турки ликвидировали и находящееся под стенами костела христианское кладбище. По возвращении христиан на его месте установили фигуру Христа в Скорби. После того, как турки оставили город, минарет не разрушили, потому что его сохранение было одним из условий подписанного Карловицкого мирного договора. Однако новый епископ М. Дембовский, нашел оригинальный способ демонстрации победы христиан. Производя капитальный ремонт храма, он заказал в Гданьске бронзовую фигуру Богородицы высотой 4,5 метров и установил ее 10 мая 1756 г. на вершине минарета. img_99551.jpgПозолоченная в 90-х годах ХХ ст. фигура стоит, опираясь на земной шар и полумесяц. Вокруг ее головы ореол из 12 звезд. За время существования храма фигуру Богородицы также подстерегали опасности. В 1820 году в ее подножие ударила молния, которая прошла вплоть до подошвы здания, а в 1823 году сильная буря чуть ли не перевернула саму скульптуру. Из более поздних пристроек ХІХ в. привлекает внимание готическая пластика с правой стороны храма. В 1866 году, по приказу российского царя Александра ІІ, камянецкий епископат ликвидировали, а епископа вывезли за пределы города. Лишь в 1918 году во времена Украинской Народной Республики папа Бенедикт ХV возобновил епископию. Во времена политики советского правительства костел потерял много сакральных и исторических ценностей. В настоящий момент это действующий римско – католический храм а так же одна из главных туристических достопримечательностей города.
img_9948.jpgimg_9952.jpgimg_9957.jpg

img_9927.jpgГлавные общины Каменца – Подольского украинская, армянская, еврейская и польская окончательно сформировались в XV – XVI ст. Каждая из них имела неплохие шансы для экономического и социального развития. Невзирая на это, польская власть сделала все возможное, чтобы вытиснить украинцев в непривлекательную северную часть города, где вокруг Русского рынка образовался их участок. В 1658 году, из-за планов строительства новых оборонных укреплений, украинский магистрат по приказу польского короля Казимира перенесли в прежний хозяйственный “дом Кирияке”. Раньше в этом здании находился молитвенный дом. Украинская община продолжала пользоваться в городе юридической автономией вплоть до 1670 года, когда под предлогом уравнивания ее в правах с поляками она де-факто была ликвидирована. Здание Русского магистрата удачно пережило военное лихолетие и является одной из наиболее интересных построек в городе.

img_9906.jpgАрмяне – один из самых главных национальных элементов бывшей славы города. Эти предприимчивые люди быстро овладели местным рынком восточных товаров и вытеснили из него другие народы. На Армянском рынке подписывались важные торговые условия. Как правило, их подписание проходило в здании армянской ратуши, которая до нашего времени не сохранилась. В городе армяне основали собственный участок, каждый дом в нем был окружен высокой стеной и был похож на маленькую крепость. Настоящей трагедией для армянской народности стало разграбление города их извечными врагами – турками. Часть граждан погибла, кое-кто перебрался во Львов и другие местности. До нашего времени сохранилось несколько интересных архитектурных достопримечательностей армянского участка.

img_9910.jpgimg_9923.jpgimg_9924.jpgimg_9907.jpg

img_9915.jpgСобор Св. Николая был основан в XIV ст. В 1666 году о храме заботилось общество армян – католиков. Во время турецкого господства храм разрушили. Он был восстановление в 1756 – 1767 гг. К сожалению, в 30-х годах ХХ ст. воинственные атеисты завершили его разрушение. Сегодня лишь остатки колонн при входе указывают, что храм имел целую галерею таких опор, украшенных арками. С правой стороны двор церкви обнесен каменной стеной. В ней были обустроены армянские торговые склады, остатки которых можно увидеть и сегодня. В прошлом храм славился чудотворной иконой Богородицы. Здесь находилась большая библиотека.

Николаевская церковь ХІІ – ХІІІ ст. – одно из самых старых армянских сооружений города. Большинство исследователей считают, что храм построен в познероманском стиле в 1398 году на средства армянина Синана. На армянском кресте – “хачкари”, который был вмурован в контрфорс, с северной стороны храма, отмечена дата ремонта  (1544 г.) и имя Акоп.
img_9917.jpgimg_9920.jpgimg_9921.jpg

Во время турецкой оккупации храм пострадал и был отреставрирован в 1701 г. на  средства армянина Богдана Лятиновича, а в 1804 г. – на деньги армянского общества. С 1962 г. 1990 г. храм был закрыт. В настоящий момент в нем находится православная церковь (МП).

img_9943.jpgМонахи – тринитарии появились в Каменце – Подольском в 1699 г., сразу после освобождения города от турков. Главным заданием ордена, основанного еще в 1198 г., было освобождение христиан из турецкого плена. За время деятельности в городе монахи выкупили 517 христиан. Есть сведения, что в 1717 г. в городе уже действовал монастырь и костел Святой Троицы. В 1750 – 1765 годах святыню перестроили в камне. Освящение провел епископ А. Красинский. Фасад однонефного храма украшен фигурой Иисуса Христа и скульптурами невольников, прикованных цепями. К сожалению, внутренние росписи не сохранились. Их автором был монах из Брацлава Ю. Прахтель. В 1842 году монастырь разрушили, а костел получил повреждения во время Второй мировой войны. В настоящий момент это греко – католический храм Св. Йосафата.

img_9946.jpgВ начале XIV ст. на Подолье появились монахи – доминиканцы. В 1370 году при поддержке князя Свидригайла они учредили в Каменце монастырь. При нем был построен однонефный костел Св. Николая. В 1420 г. храм сгорел. Спасти удалось лишь чудотворную икону Богородицы. Главными опекунами монастыря была семья Потоцких. Во время турецкого господства монастырь превратили в казармы, а костел стал мечетью. По преданию, во дворе монастыря находился “фонтан слез”, построенный по приказу наместника Подолья Галиль–паши в честь погибшей дочери. По преданию, во дворе монастыря находился “фонтан слез”, построенный по приказу наместника Подолья Галиль–паши в честь погибшей дочери. В XVIII ст. на средства М. Потоцкого была осуществлена большая перестройка храма (арх. Ян де Витте). В 1843 году монастырь ликвидировали и здесь поочередно действовали духовная семинария, полиция, уездный суд, тюрьма, приют для бедных. В 1993 г. пожар сжег крышу храма. В 1997 г. костел передали римско – католическому обществу.

Замок отделен от города большой незастроенной территорией. Этот разрыв сделан преднамеренно, чтобы предотвратить разрушение города в случае нападения врагов. Промежуточным оборонным звеном является армянский бастион, построенный в виде незамкнутого шестиугольника. Главная его задача – защита моста, Руских и Польских фильварок.
img_9854.jpgimg_9863.jpg

img_9872.jpgКрепость – ключ от Каменца–Подольского. Она расположена на скальном выступе и перекрывает доступ к городу. Каньон,  окружающий старый город, от 100 до 300 метров ширины и 30 – 40 метров в высоту, не позволяет осуществить врагам ни подкопа, ни саперных работ. С помощью гидротехнических сооружений Русских и Польских ворот долину реки можно было быстро затопить, усилив при этом оборону. За всю историю крепость была захвачена только дважды.. Первым это сделал в 1393 г. литовский князь Витоват, воспользовавшись помощью предателей из ее охраны. Во второй раз – в 1672 г., когда количество солдат турецкой армии в 60 раз превышало количество защитников .

img_9868.jpgДопускают, что первые оборонные стены появились здесь еще в ХІ ст. Самой старой считают западную часть, строительство которой началось еще во времена Галицкого – Волынского княжества. Однако полностью продуманная планировка и застройка началась лишь в XV ст. Под руководством итальянского архитектора Камилиуса возвели семь башен. Во второй половине XVI ст. военный инженер Иов Претфус провел первую серьезную реконструкцию, укрепив стены и башни. В 1620 – 1621 гг. инженер Т. Шомберг в наиболее уязвимом для крепости месте построил Новый замок бастионного типа. Последний очень пострадал от турецкого нападения.

img_9864.jpgОдна из выдающихся достопримечательностей города - Турецкий мост. Ученые утверждают, что его фундамент помнит еще римские времена. В 1544 г. под ним построили специальный канал, который мог регулировать уровень воды в случае наводнения.
Все башни имеют интересные и характерные названия, которые свидетельствуют об их происхождении и назначении. Следующая за Папской башня Колпак (1544 г.), на ней размещен герб “Абданк”, и она действительно похожа на колпак.

О башне Тенчинской известно немного. Ее строительство связывают с именем краковского кастеляна Яна Тенчинского, которого король отправил в город для надсмотра. Башня Дневная перестроена в 1544 г. Она наверное самая большая в замке и использовалась в качестве места пребывания пушкарей. Башни Рожанка, Малая, Комендантская, Лянцкоронская, выполняя назначенные им функции, образовывали единную оборонную целостность крепости. Башня Лаская появилась благодаря стараниям епископа Яна Лаского. Башня Водяная находится за пределами основной крепости, над берегом Смотрич. К ней вел тайный подземный ход. Особое внимание заслуживает расположенная при входе Новая восточная башня (1544 г. арх. И. Претфус). В ней находится колодец, глубина которого достигает 40 метров. Как считают, рядом находилась Черная башня, в которой от взрыва погиб Ю. Волдиевский.

Вторым (после крепости) укреплением города является система въезных ворот. Русские ворота были построены в 1527 году в том месте, где по склонам каньона проходил кратчайший путь из Старого города к Русским фильваркам. Это сложная оборонная и гидротехническая система, которая состояла из восьми башен и оборонных стен.
img_9876.jpgimg_9879.jpgimg_9880.jpg
Верхние Польские ворота появились в 1585 году и состояли из башен и стен. Одна из них имела название башня Батория. С середины XVIII ст. сооружение начало терять свое значение и начало разрушаться. Непомогла даже реконструкция в 1785 г. Именно тогда к башне достроили ворота, одни из которых были названы Ветряными. Рядом сохранились бастионы, реконструированные во время оккупации города турецкими войсками.
img_9806.jpgimg_9814.jpgimg_9836.jpgimg_9812.jpgimg_9817.jpgimg_9819.jpgimg_9832.jpg

img_9805.jpgimg_9846.jpgimg_9883.jpgimg_9894.jpgimg_9926.jpgimg_9928.jpgimg_9966.jpgimg_9977.jpgimg_9897.jpgimg_9978.jpgimg_9981.jpgimg_9984.jpgimg_9985.jpgimg_9986.jpgimg_9991.jpg

Написать комментарий